Глава 2. Борьба с кочевниками

1. ИСТОКИ СЛАВЯН

Падение Западной Римской империи в 476 году обозначило переход к новому периоду, который принято называть «средними веками». Но само падение Рима не отразилось на восточной окраине славянского мира. История средних веков - это история возникновения, развития и кризиса феодальных отношений. Между общественно-экономическими формациями существуют переходные периоды, занимающие нередко несколько столетий, в частности, между первобытно-общинным строем и феодализмом - от возникновения первых племенных союзов до установления феодальной собственности на землю и на феодально-зависимое крестьянство. Главным содержанием раннего средневековья на Белгородчине явилась борьба славян с кочевыми ордами.

Вопрос о происхождении славян издавна занимал умы исследователей, как российских, так и зарубежных. Большинство из них исходят из идеи расселения народов из одного центра его формирования. Вначале таким центром считали Прикарпатье, затем расширили этот регион - включили бассейн Вислы, а для восточных славян - Приднестровье, откуда они расселились по Восточноевропейской равнине. Распространенной является идея автохонности восточного славянства - его зарождение в Приднепровье.

В определении границ населения, которое относили к славянам или праславянам, историки используют сведения античных авторов - Плиния, Тацита и других, а позднее - византийских и арабских.

Древнегреческие и древнеримские источники о славянах, несмотря на их несомненную ценность, страдают поверхностными суждениями. Нередко население относят к тем или иным племенам по внешнему образу жизни. Так, венедов Тацит отнес к германцам по следующим мотивам: «Венеды широко заимствовали из сарматского образа жизни, их грабительские набеги распространяются на все лесистые и горные области между невкенами и феннами. Тем не менее, их следует считать за германцев, так как они имеют постоянные жилища, носят щиты и любят передвигаться быстро и пешком».1 Кроме того, греки и римляне считали славян, как и другие народы, варварами, преувеличивали их дикость, жестокость и свирепость, не могли объективно показать, какими он и были в действительности, прямых контактов со славянами нашего края у них, по существу, было мало.

Для того, чтобы сформулировать точку зрения на вопрос о происхождении славян, восточных, прежде всего, так как они составили древнее население верховьев Северского Донца, Дона и их притоков, обобщим материал, изложенный в первой главе, особо обращая внимание на проблему заселения Белгородского края.

Напомним, что с начала послеледникового периода Восточная и Центральная Европа были постоянно заселены, как и территория Белгородчины. В ходе длительной эволюции древнейшие жители добились значительных изменений в хозяйственной деятельности, быту, культуре, в социальных отношениях.

В первой главе уже давалась характеристика трнпольской культуры. Появление же протославян, то есть обособление восточнославянских племен от других индоевропейских групп специалисты относят к III-II тысячелетиям до н.э., к временам трипольских племен, занимавших обширные территории. В это же время происходило формирование общего праславянского языка.

В I тыс. до н.э. возникли племенные образования родственных племен, как основа для создания межплеменных союзов и государств. К этому времени определились и основные группы европейского населения. На западе - кельты (территория Франции, Великобритании, Ирландии), германцы жили по Рейну до Везера и Эльбы, и, славяне, занимавшие самую большую территорию - от Везера на западе до верховьев Волги и Дона на востоке и от Балтики до Черного моря и Дуная на юге. Это были самые многочисленные племена. В Средиземноморье сложился свой конгломерат - греки, иберы, этруски, латиняне и др. Северо-восток Европы занимали угро-финские племена.

Появление скотоводческих племен - результат разделения местного населения лесостепи на кочевников и земледельцев, а не только последствие вторжения других племен. Ранее сложившиеся представления, что Азия постоянно рождала мощные племенные союзы кочевников, которые последовательными волнами вторгались в причерноморские степи, не во всем верно. Вторжения действительно были, но они не означали полного вытеснения одних племен и смену их другими. На обширной территории степи и лесостепи происходило смешение племен, новые объединения получали наименования по названию главенствующего племени (при этом необязательно вновь пришедшего из Азии). Названия племен в письменных источниках (греческих, римских, византийских, арабских) не всегда совпадали с их самоназваниями. Древнейшими предками славян является, прежде всего, местное население Центральной и Восточной Европы (вышеназванного региона) времен мезолита, неолита, энеолита и бронзы (в частности, племена трипольской культуры). Они сыграли немаловажную роль и в формировании племен под общим названием «киммерийцы», «скифы», «сарматы». Тот же скифский «звериный стиль» ведет свое начало от более древней пещерной и наскальной живописи.

Археологическая экспедиция института археологии АН СССР под руководствам А.М.Обломского исследовала раннеславянские поселения периода 1-УШ вв. н.э. на территории области. Располагались они по рекам, большинство представляли собой неукрепленные селища площадью 1-1,5 га. Жилищами являлись полуземлянки с открытым очагом. Культурный слой некоторых селищ довольно мощный - до 1,5 м. В нижнем слое сонару жены предметы эпохи бронзы и даже неолита, преимущественно фрагменты керамики, что свидетельствует о длительности существования древних поселений.

В I тысячелетии до н.э. и I - начале II тысячелетия н.э. территория области являлась местом соприкосновения вторгавшихся племен - иранских, тюркских, угро-финских, которые оказывали определенное влияние на местное население. Но поскольку местные жители находились на более высокой стадии развития, то от них многое заимствовали кочевые племена - в земледелии, металлургии, искусстве. Так, сарматы, например, имели тяжелое вооружение, лучшее, чем у скифов, которых они благодаря этому преимуществу и смогли потеснить. Но, чтобы вооружить многотысячное войско тяжелым вооружением, нужно было иметь хорошую металлургическую базу, которую сами кочевники создать не могли. Ее сформировало коренное население лесостепи, проживающее на территории области. Иначе говоря-праславяне, наши предки.

После того, как археологами были открыты поселения III-I вв. до н.э. и I-V вв. н.э., стало возможным более основательно осмыслить вопросы древней белгородской металлургии, что во многом позволяет делать научно обоснованные выводы и об этногенезе славян, в том числе и в Белгородском крае.

Если еще недавно смелыми были выводы о том, что «лесостепное междуречье Северского Донца и Дона VIII-Х вв. являлось крупным центром металлургии в Юго-Восточной Европе (этот вопрос будет рассмотрен более подробно в следующей главе),2 то в настоящее время полностью обоснованными являются описания техники древних металлургов V-VIII вв. н.э. в Белгородском крае. Обнаруженные развалы колб (камера в виде колбообразного тигля, занимала центральную часть горна и использовалась для восстановления железа из руды сыродутным способом) ютановского типа (впервые обнаружен в 1979 г. у с.Ютановка Волоконовского района Белгородской области, а затем во многих местах по рекам Оскол, Северский Донец), которые сопровождалась не круговой керамикой салтово-маяцкой культуры, а вылепленной вручную3 - позволили говорить о том, чтс в этих землях существовала собственная, древняя металлургическая база, основанная на местных полезных знаниях. Такие выводы дают серьезные основания говорить о том, что формирующееся протославянское наcеление (обобщенно русы) еще до появления в этих землях тех или иных племен имело развитую «производственно-техническую основу» и удивительных мастеров-металлургов.

С вопросами о происхождении и расселении славян тесно связан вопрос о том, откуда пошло название «русы, русичи».

Некоторые исследователи - С.А.Плетнева, Г.Е.Афанасьев, краевед А.Г.Николаенко и другие считают, что термин «русы» тюркского происхождения, а народ называют тюрко-русами. Подчеркнем, данная точка зрения не выглядит весьма убедительной. Ведь названия племен россы, русы, русины, рутены и им аналогичные встречались и на берегах Балтики (рутены, руги - о.Руген), в Русколании (Подонье) - русы, русичи, и в Крыму (Таврии) - росколане и русколане. Река Оскол в некоторых источниках называется Росью.

Можно назвать немало источников, в которых упоминается народ рос или русины. Античные источники сообщают о россоланах и росколанах, которые сами себя называли русами, русичами, реже - рутинами. Греки называли население Крыма тавроскифами (а самоназвание - русы). В 179 г. до н.э. росколанский вождь Готал Великий разгромил скифов, лишил их господства в степях Северного Причерноморья.4

Римский историк Плиний младший писал в первом веке н.э., что росколане занимают земли от Танаиса до Борисфена, т.е. между Доном и Днепром. Об этом же писал и другой римский исследователь Страбон в 18 г. н. э.

В 447 г. вождь русинов Одоакр убил святого Максима и его учеников. Сирийские источники под 555 г. упоминают народ рус или рос, живший к северу от Азовского моря.5

В 622 г. византийский император откупается от русов. 6 Согласно грузинской летописи, в 626 г. русы нашли на Константинополь, пленили 12 тыс. греков, за которых взяли выкуп по драхме.

Арабский источник под 644 г. сообщает о русах, отмечает их неукротимость в бою, мужество, их военное превосходство над другими народами. Арабские историки и путешественники Хордабег и Аль-Джайгани называют русов и славян народами одного корня.

Утверждение Иордана (использованное многими историками, поверивших автору «Истории готов») о создании в Приазовье и Подонье готской (германской) державы не выдерживает серьезной критики. По описанию Иордана готы всего на двух судах (это не более 200 человек с женами и детьми) высадились на южном берегу Балтики, приплыв из Скандинавии. Менее чем через два века (их численность не могла превышать несколъкчх тысяч человек) прошли почти всю Восточную Европу, населенную многими славянскими племенами, через леса и болота Польши, нынешней Белоруссии и основали готское государство. В то время германские племена еще находились за Эльбой и Везером.

Имеется несомненно больше оснований считать, что это были геты — народ, который еще греческий историк Фукидит (VI в. до н.э.) называл бесчисленным. Бесследно исчезнуть такой народ не мог. Произошло, вероятнее всего, изменение, в источниках названия геты на готы. Геты-тоже праславяне.

Епископ Оттон Бамбергский, крестивший поморских славян, писал о племени ругов, а самоназвание их - русины (рутены), страна - Руссиния или Русь.7

О славянах-русах на Западе имеется упоминание и в русских летописях под 1113 г. - одно из таких племен находилось на юго-западной части Прибалтики (Пруссии).

Чешский лингвист Павел Шафарик установил, что река у всех славян в древности называлась «руса», поэтому «руссы» — живущие у воды, жители рек. Все поселения их, особенно города, располагались по берегам рек и озер. Река снабжала людей водой, рыбой, служила транспортной артерией (летом по воде на лодьях, зимой по льду), являлась защитной преградой. Это наиболее объяснимое происхождение названия славян.

Таким образом, имеются все основания полагать, что славяне-русы - древнее население Восточной Европы включая и земли Белгородской области.

Остановимся, хотя бы кратко, и на «призвании» Рюрика. Новгородская летопись Иоакима, крестившего новгородцев (написана на основе первоначальной, не дошедшей до нас, датируется 1030 г., более древняя, чем киевская, сообщает о десяти поколениях князей, предшествовавших Рюрику - от первого князя Вендала до Гостомысла (это около 200 лет!). Гостомысл не имел наследника, его средняя дочь Умила была замужем за князем ободридов (славянское племя на Эльбе, подвластное Дании) Годлавом. Их сына Рюрика и пригласили новгородцы на княжение.

Эта запись в новгородской летописи наиболее убедительно объясняет происхождение Рюрика с братьями, о призвании славянского, а не норманского князя на новгородский стол. Жена Рюрика Ефанда - норвежка, Ингор (Игорь)-их сын.

Этой версии придерживаются С.Ляшевский, С.Лесной 8 и другие историки. Западнославянские племена находились в тесных контактах с германскими, включая брачные связи. Поэтому у них немало было заимствованных имен, особенно у знати.

В «Повести временных лет» о призыве варягов сказано: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». «Нет наряда» - не означает, что нет порядка, как считают многие историки, а нет военной силы, князя с дружиной. Слово «наряд» и в Московском государстве XIV -XVII вв. имело значение военной силы, в частности, так называли артиллерию. Видимо, новгородцы платили варягам (призванным, приглашенным) не дань, а плату за военную службу. Варягами называли не только выходцев из Скандинавии.

В подтверждение ободридского происхождения Рюрика говорит и французский историк Ксавье Мармье, издавший в 1840 г. в Париже книгу «История руссов». Во время посещения им Меклебурга (области, где когда-то жили ободриды) он записал легенду о призвании на Русь трех сыновей князя Годлава.

Суть ее такова. В VIII веке племенем ободридов управлял король по имени Годлав, отец трех юношей, одинаково сильных, смелых, жаждущих славы. Первый звался Рюриком, второй Сиваром, третий Труваром. Три брата, не имея случая испытать свою храбрость в мирном королевстве отца, решили отправиться на поиски сражений и приключений в другие земли. Они двинулись на восток и прославились в дальних странах. Всюду, где братья встречали угнетенного, они приходили ему на помощь, всюду, где вспыхивала борьба между двумя правителями, братья пытались понять, какой из них прав, и принимали его сторону. После многих благих деяний и страшных боев, братья, которыми восхищались и которых благотворили, пришли в Руссию. Народ этой страны страдал под бременем продолжительной тирании, против которой не осмеливался восстать. Три брата, тронутые его несчастьем, разбудили в нем природное мужество, собрали войско, возглавили его и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к своему старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Тогда Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар - Псковское, Трувар - Белозерское. Спустя некоторое время, поскольку младшие братья умерли, не оставив детей, Рюрик присоединил их княжества к своему, и стал главой династии, которая правила на Руси до 1598 г.9

На огромном пространстве от Ладоги до Черного и Азовского морей, от Карпат до Волги славяне-руссы говорили в раннее средневековье на одном языке. Поэтому и не было языкового барьера между призванными князьями и местным населением. В то время во Франции, например, говорили на разных языках (вавилонском, фламандском, бретонском и др.) жители севера Германии не понимали языка живших на юге. Славяне-руссы -древнее автохонное население обширного региона и не следует искать их прародину в ограниченном автономном районе.

Теория о норманском происхождении Рюрика с братьями была живуча, в царской России она была официальной. Ведь и сама царская династия (после смерти Петра II и Елизаветы Петровны) была германской (голштинской), немецкое засилье явственно сказывалось в России и в области исторической науки.

И еще одна весьма важная проблема - это место «Влесовой книги» («Влесовой летописи») - языческой летописи Доолеговской Руси10 среди исторических источников. Тем более для белгородцев это важно, так как дощечки, на которых была в IX в. «вырезана» летопись «древним славянским письмом», были обнаружены рядом с белгородскими землями, недалеко (60 км) от шебекинских владений Ребиндеров в имении семьи Задонских в Великом Бурлуке. Семьи же Ребиндеров и Задонских были хорошо знакомы и поддерживали добрые отношения." Наконец, археологическая экспедиция в 2000 г. обнаружила на месте древнего Новгорода дощечку с древними текстами.

В настоящее время среди историков имеется ограниченное число специалистов, которые считают дощечки подлинными,12 еще меньше специалистов, которые занимаются расшифровкой текстов, скопированных с дощечек (не сохранились), и которые выстраивают свои исторические концепции , опираясь на сведения «Влесовой летописи». Противников же ее во много крат больше.

Вместе с тем, даже в том случае, если последние окажутся правы, нельзя исключать того, что «фальсификатор» пользовался иными источниками, не доступными историкам ХVIII-ХХ вн. Глубина же и преемственность славянской истории, «истории русов», уже сегодня не вызывает сомнений, и любой историк-исследователь не может уйти от поиска ответа на вопрос о том, какие же события предшествовали появлению на небосклоне Руси Рюрика и Олега? А если учесть длительность формирования социально-экономических основ государственности русов до IХ-Х вв., то становится очевидным, что есть внутренняя связь между фактологической стороной «Влесовой книги» и иными, уже введенными в оборот источниками о происхождении славян и, прежде всего, государства русов.

Вполне очевидно, что схема истории Доолеговской Руси (по С.Лесному) ' вполне может в ближайшие годы стать вровень с общепризнанным историческим знанием.

А то, что современные археологические находки могут существенно повлиять на устоявшиеся научные концепции истории Доолеговской Руси, показывают исследования доктора исторических наукЕ.А.Рябинина,1который стал первооткрывателем древнейшей на Руси каменной крепости (Волховский район Ленинградской области, всего в двух километрах от первой столицы Руси города Ладоги). Каменная крепость была построена в середине VIII в. (по находкам - приладожскими славянами), а ей предшествовала деревянная крепостца конца 600-х годов, основанная предположительно кривичами. По предположениям археологов, памятник оставлен первой волной славянских переселенцев, продвинувшихся в догосударственный период Древней Руси на север Восточной Европы. Изучение специалистами 573-х спилов бревен позволило признать наиболее древними образцы дерева из медеплавильни (753 г.) и пешеходные мостки (756 г.) Эти открытия позволили специалистам говорить о том, что в 2003 г. Россия правомерно может отметить 1250-летие своей первой (до настоящего времени известной) столицы Ладоги. Вместе с тем, до настоящего времени это открытие никак не повлияло на традиционные концепции в исторической науке России.

Естественно, что потребуется время, возникновение новых исторических школ, которые, опираясь на всю сумму современных знаний, смогут дать ответы на вопросы об истоках славян в целом, и русов, в частности, и вместе с тем об основных этапах древнерусской истории I тыс. н.э.

Источники и литература:
1. Лесной С. Русь, откуда ты? Основные проблемы истории Древней Руси. — Виннипег, 1964. - С.5-9,82.
2. Николаенко А. Северо-Западная Хазария или Донская Русь?.. - Волоконовка, 1991. - С.57-68.
3. Там же.-С.61.
4. Прот. С.Ляшевский. Доисторическая Русь (Историко-археологическое исследование. - Российская национальная библиотека (ранее Государственная библиотека им:В.И.Ленина). 13 отдел, 1977. - С.26.
5. Лесной С. Пересмотр истории славян. - Мельбурн, 1956. - С.88,92.
6. Прот. С.Ляшевский. Указ соч. - С.26-97.
7. Там же. - С.54-97.
8. Указ.соч. С.Лесного и С.Ляшевского.
9. Мармье К. Северные письма. - Париж, 1857. - С.25-26.
10. Лесной С. «Влесова книга» - языческая летопись Доолеговской Руси. Вып 1.(История находки, текст икомментарии). - Виннипег, 1966.
11. Ребиндер Б. «Жизнь и религия славян» по «Влесовой книге». - Руайя (Франция), 1980.
12. Там же.
13. Лесной С. Русь откуда ты? - С.130.
14. Открытие России состоялось (Но она об этом не знает)// Новая газета, № 9, 15-21 марта 1999. - С. 19.

4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Древние славяне, проживавшие на территории современной Белгородской области, достигли не только замечательных успехов в материальной культуре (сельском хозяйстве, металлургии, ремесле, ювелирном деле и пр.), но еще до принятия христианства у них сложилась довольно высокая духовная культура, свое миропонимание природы, свои взаимоотношения, свои человеческие ценности.

Естественно, что духовный мир славян имел религиозный характер. Себя они считали внуками (потомками) Даждь-бога (бога солнца), подчеркивали свое родство с ним. Можно также говорить и о том, что еще в древности у наших предков зародилась идея троицы: Сварог (бог неба), Перун (бог войны) и Световид, оба последние - порождение Сварога. Но поклонялись и конкретным предметам и явлениям природы - божествам рек, рощ, озер. Тогда же стали поклоняться домовым, очагу в.доме от еще более древней традиции поклонения огню. Очаг, печь являлись также символами семьи.1

Удача на охоте, обильный урожай, большой приплод скота и другие положительные явления связывали с добры ми богами, которым приносили жертвы. Стихийные бедствия и жизненные невзгоды приписывали злым силам, которые нужно было умилостивить жертвоприношениями, или от которых можно защититься заговорами, разными амулетами.

Древние славяне не сооружали специальных храмов, старались осуществлять прямое общение с богами, хотя они и устраивали специальные капища, где устанавливали идолов, приносили жертвы. Сколько-нибудь значительной касты жрецов не сложилось. Волхвы (жрецы) не только осуществляли жертвоприношения, но и являлись предсказателями.

Значение богов постепенно изменялось в зависимости от рода занятий разных категорий населения, с изменением общественных отношений. С усилением своих позиций в обществе князья и дружинники стали считать главным богом Перуна, он считался богом грозы (родство с войной): его именем давали клятвы, его же изображали вооруженным воином. Купцы и торговцы почитали своим богом Велеса («скотий бог»), функцию денег первоначально выполняли скот и шкурки пушных зверей.2

Наблюдения над явлениями природы, сменой времен года привели к установлению годового цикла праздни ков, связанных с сельскохозяйственными работами, движением солнца. Славяне выработали специальные обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, спокойную и долгую жизнь, благополучие, они играли также увеселительную роль.

У наших далеких предков существовало представление о трех субстанциях мира: Явь (реальный мир), Навь (потусторонний мир) и Правь (истина, законы и обычаи). Они считали, что в потустороннем мире человек продолжает жить, ему необходимо все то, чем он пользовался при жизни. С этим связан и характер погребальных обрядов. В могилы клали необходимые предметы, пищу, одежду, скот, оружие. При погребении знати к этому добавлялись умервщленные жены, наложницы, рабы. Полагали, что в потустороннем мире умерший будет продолжать свои прежние занятия: ремесленник — заниматься ремеслом, дружинник — воевать, князь — управлять Поэтому по предметам в погребении можно установить, кем был похороненный.3

У славян, как и у германцев и других народов, существовал обряд трупосожжения. Огонь, как божественная и очистительная сила возносил умершего, по их представлениям, в потусторонний мир. Этот обряд существовал до принятия христианства. Сожжение производили часто в ладьях.

Описание похорон знатного руса имеется в сочинениях арабских географов и путешественников Ибн-Фадлана (Фацлана) и Масуди. Следует отметить, что описанные ими похороны бытовали в наших краях. Особый интерес вызывает описание захоронения с умершим и женщин - жены или невесты.4

В случае смерти парня делали два обряда - погребальный и свадебный, ведь на том свете ему была нужна жена. Поэтому одна из девушек (обычно его невеста) давала добровольное согласие умереть (быть убитой) и похороненной вместе с умершим. Тогда наивно верили, что только с мужем женщина могла войти в блаженный мир, как и рабыня со своим господином, а отказавшихся ждало после смерти пекло. Понятие о рае и аде у славян I ложилось задолго до принятия христианства. К могиле невесту умершего подводил другой парень, которого родители девушки после погребального обряда называли зятем, а прочие вдовцом. Всем обрядом распоряжалась старуха, хранительница обычая («ангел смерти»). Девушка, выразившая желание быть похороненной с умершим, уже не могла от него отказаться.

Перед умерщвлением девушку подводили к колодцу, в котором она видела отражение всех наклонившихся и свое: о господина в раю. После этого она исполняла специальную песню и разрезала жертвенного петуха.

С тех времен ведут свое начало многие сказки, былины, песни, игры. Отражение их мы находим в летописях - о походах антов, борьбе с аварами и др.

О взаимоотношениях между родственниками в летописях сказано: «Срамословия в них пред отцы и пред снохами и брани не бываху в них», не было ругани между детьми и родителями, снохами и матерями. В тогдашних патриархальных семьях была сильна власть отца и подчинение младших старшим.5

Древние славяне, жители Белгородчины, достигли успехов в развитии самобытной материальной культуры. Греческие и византийские источники сообщают о наличии у славян большого количества зерна, которое они продавали на черноморских и азовских рынках. Речные системы (днепровская и донская) позволяли легко дос-тавля гь к морским портам значительные грузы. Производство зерна не только для внутреннего потребления, но и для продажи требовало высокой земледельческой культуры и целого набора сельскохозяйственных орудий.6 Особенно значительны были успехи наших предков в металлургии и металлообработке, о чем уже говорилось ранее. Далеко за пределами Верхнего Подонья славилось оружие, произведенное местными мастерами -мечи кольчуги, шлемы, щиты и др.

Высокого уровня достигло прикладное искусство - изделия из многоцветной эмали, бронзы, золота и серебра -подвески, фибулы, браслеты, перстни и пр.

Предметами искусства являлись и фигурки животных - продолжение традиций «звериного стиля». Была выработана типичная для славян форма одежды, ее украшение вышивками. Истоки русско-украинской одежды и вышивки ХУШ-Х1Х вв. восходят к древнему населению нашей земли

Можно, конечно, говорить о влиянии греческой и византийской культуры на жителей Северного Причерноморья, и на славян в том числе. Ведь уже в I-II в. нашей эры сюда проникали вещи даже из далекого Китая по одному из направлений «Великого шелкового пути» - шелковые ткани, китайские зеркальца и другие пре дметы обнаружены и на нашей территории. Тем более, получили распространение греческие изделия. Однако у славян сложилась своя культура. Заимствования только обогащали ее, способствовали развитию по цивилизованному пути. Это относится, в частности, к появлению и совершенствованию письменности.

Создание письменности у древних славян — длительный процесс — от первых письменных знаков на керамических сосудах до усовершенствования славянской азбуки Кириллом. До него у славян уже имелась своя письменность, он сам во второй половине IX в. видел в Херсонесе книгу, написанную «руськими письмены». М «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина мы находим такую запись: «Ведати подобает, яко Словено-Российский народ в лето 790 от Р.Х. начат письмена имети; зане в том годе царь греческий в том годе брань с славяне имея и мир с ним седела послаши в знамение приятства литеры, сиречь слова азбучные. Сия от греческого писания вновь составиша ради словен: и от того времени россы начаша писания имети».7

Анализ письмен, которыми написана «Влесова книга», подтверждает самобытность славянского письма. Имя создателя (вполне вероятно, что он использовал греческий алфавит) древнейшей славянской азбуки нам неизвестно. Но он должен был хорошо знать славянский язык.

Вероятнее всего, древняя письменность имелась у русов, находившихся в Крыму, а уже оттуда распространилась и среди русско-славянского населения всего Подонья (включая Северский Донец). Подтвердить эту гипотезу могут данные новых археологических раскопок, в частности, Крапивенского и других городищ.

Таким образом, имеются основания утверждать, что еще до образования Древнерусского государства с центром в Киеве славяне достигли таких успехов в культурном развитии, которые позволяют включить их в ряды цивилизованных народов. Они не только заимствовали у греков и других народов их достижения, но и оказывали положительное влияние на культурное развитие тюркских, угро-финских, прибалтийских, балканских и других народностей. Немалую роль играло в этом и древнее население Белгородчины.

Славяне создали племенные союзы, положили начало государственности, выработали нормы общественных отношений, которые стали основой «Древнейшей Правды» - первого, не дошедшего до нас, свода законов, но о котором имеются упоминания в источниках.

Вне всякого сомнения, что на дальнейшее развитие славянского общества большое влияние оказало принятие христианской религии.

Принятие христианства восточными славянами, в их числе и жителями нашего края - не одноразовый акт, а длительный процесс. Его распространение длилось в течение нескольких столетий. Оно проникало из Византии непосредственно, а также через Болгарию и Крым (Таврию). На земли Подонья - из византийских поселений Крыма.

В I тысячелетии новой эры в Крыму проживали тавро-скифы (русколане, о чем говорилось ранее). От них новое религиозное учение могло проникать и к русам Верхнего Подонья. Однако прямых доказательств этого процесса не имеется.

К русам Приднепровья христианство проникло до Владимира Святославича. Еще до образования Древнерусского государства киевский князь Аскольд принял христианство в 876 г.8

Естественно, что вместе с ним крестилась если не вся, то какая-то часть его дружины и окружения. Некоторые исследователи называют это событие первым крещением Руси, последствия которого были ослаблены приходом Олега с языческой дружиной. Древнерусское государство не стало поэтому христианским. Князья Олег, Игорь, Святослав были язычниками. Однако в Киеве действовала христианская церковь. При заключении Олегом договора с греками некоторые члены его старшей дружины принесли клятву на кресте, т.е. были христианами. Христианкой стала и княгиня Ольга. В войске Святослава, сына Игоря и Ольги, находилось немало христиан, он спокойно относился к ним, был веротерпимым.

При князе Владимире Святославиче христианство стало государственной религией, начало распростран ятьсяна всю территорию Древнерусского государства. Конечно, чтобы вся масса населения столь обширной страны приняла новое религиозное учение, требовалось немало времени, и этот процесс не всегда и не везде протекал мирно.

С расширением территории Киевского государства, с включением в его состав Верхнего Подонья новая религия распространялась и среди местного населения. При раскопках Хотмыжского городища найдены религиозные крестики - символ христианства.

Но пока не обнаружено остатков христианских храмов, хотя они, конечно, были, так как христианская вера проникала в эти места. Только новые археологические исследования, вероятно, позволят судить о времени и степени распространения христианства на территории нашего края в домонгольский период.

С включением Верхнего Подонья в состав Киевского государства перед населением нашего края открылись более широкие возможности в развитии материальной и духовной культуры. Но мы пока не располагаем источниками о существовании монастырей на наших землях, которые являлись в те времена центрами просвещения.

Однако имеются убедительные данные о высоком уровне материальной и духовной культуры, производственной деятельности наших предков в те далекие времена. Вся жизнедеятельность людей осложнялась борьбой с многочисленными кочевыми ордами. Это было подлинное бедствие для трудового населения края

Источники и литература:
Лесной С. Русь, откуда ты? Основные проблемы истории Древней Руси. - Виннипег, 1964.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: «Наука», 1994. - С.15-17.
Лесной С. Указ.соч. - 139-140.
Там же.-С. 141-143.
Там же. -С.145.
Всемирная история. Т.З. - М.: Политиздат, 1957. - С.245-246.
Карамзин Н.М. История государства Российского. - Книга 1. - М., 1988. - Примечание 532.
Всемирная история. Т.З. Указ.соч. - С.249

Hosted by uCoz